Как сохранить работу и что делать в кризис

Как сохранить работу и что делать в кризис

15 июня 2020
5167
3 мин.

В свете последних событий, бизнес серьезно пострадал. Компании банкротятся одна за другой, многие люди потеряли источник дохода. О том, как сохранить работу и что делать в кризис, порталу Eva.ru рассказал основатель центра образовательных технологий Advance Николай Ягодкин.

Чтобы ответить на оба этих вопроса, давайте рассмотрим рынок труда с точки зрения работодателей и современной тенденции. Часть бизнесов сейчас уже умерла и, соответственно, большое количество сотрудников вышло на рынок труда. Первая волна ударила по наиболее слабым компаниям или организациям из областей, максимально пострадавших от кризиса (event, туризм и т.д.). Нужно понимать, что скоро пойдет вторая волна, и пострадают уже более крепкие компании, которые все равно не смогли удержаться. Мы понимаем, что сначала увольняют не самых ценных, не самых ключевых, не самых компетентных, не самых выгодных для компании людей. Однако во время второй волны (когда у компаний кончатся деньги) начнут увольнять более ценных. Поэтому ситуация на рынке труда будет только ухудшаться. О том, как справиться с кризисом и стрессом, смотрите в этом видео:

В чем собственно сама сложность? На рынке труда становится все больше предложений от квалифицированных сотрудников, а спрос пока не растет. Это приведет к колоссальному перенасыщению кадрами. Следовательно, работу получат в первое время далеко не все. Сначала устроятся самые квалифицированные и полезные для работодателя люди. Давайте рассуждать, что это за работники ,и, исходя из этого, станет понятно, что нужно делать.

Кого оставляют работодатели?

  • Разумеется, тех, кто незаменим, с высокой квалификацией и без которых технологический процесс невозможен;

  • Во вторую очередь – самых производительных. Из нескольких сотрудников с одинаковыми обязанностями оставят тех, кто самый производительный. Среди моих знакомых есть примеры, когда половину программистов увольняют, а остальным, не меняя зарплату, просто передают дополнительную нагрузку. Им говорят: “Если не хотите искать новую работу, выполняйте на “удаленке” в 2 раза больше”;

  • Результативных и, что для многих работодателей очень важно, самостоятельных (тех, за кем не нужен постоянный контроль, кто меньше ошибается и берет на себя ответственность, потому что в условиях кризиса нужно решать серьезные задачи, и нет времени на дополнительный контроль). Огромный минус для сотрудника, если он постоянно требует контроля, обучения, корректировок, и так далее;

  • Для того чтобы сэкономить, работодатели будут оставлять универсальных сотрудников. То есть работников, которые очень быстро могут подхватить разные задачи, имеют опыт или возможность быстро разобраться в новой области. – Тогда не нужно иметь три узконаправленных специалиста (под них задач не так много). Лучше оставить и производительного, и универсального, и быстро обучаемого.

Поэтому нужно быть готовым! Конечно, мы планируем удержаться на плаву, а если не сохранили работу, то найти новую. Не всегда это зависит от нас. – Мы можем быть самым незаменимым и производительным сотрудником в компании, которая просто не переживет кризиса. Надо добавить, что предложений на рынке труда станет еще больше. Спрос на сотрудников не очень велик, и в ближайшее время не вырастет, поэтому прямо сейчас найдут работу только самые лучшие.

А поскольку все люди хотят есть, то средняя зарплата при одном и том же уровне квалификации будет сильно падать. Да, люди будут готовы работать за меньшие деньги. – Закон экономики.

Что делать?

Нужно учится, учится и еще раз учится! Кризис – это не общее падение, а перераспределение (кто-то идет вверх, кто-то вниз). Для того, чтобы идти вверх, нужно быть конкурентоспособным на этом рынке. Как адаптироваться к изменениям на рынке труда, я также описал в коротком видео:

Теперь давайте подумаем, в каком направлении можно учиться:

  • Во-первых, можно повышать свою производительность (это очень важно). Если делать больше, вероятность того, что вас уволят (особенно, если производительность труда у вас высокая), меньше.

  • Во-вторых, – повышать квалификацию и становиться более высококлассным сотрудником.

  • В-третьих, – менять сферу деятельности. Если вы понимаете, что сейчас в вашей области наступил жесткий упадок (например, туризм), а вы хотите в ближайшее время найти работу, то, возможно, надо взяться за что-то смежное и поменять профессию.

  • Развивать дополнительные универсальные компетенции, чтобы выделится среди остальных кандидатов. Опять же, можно повышать квалификацию и производительность, нарабатывать дополнительные навыки. – Из десяти одинаковых менеджеров по туризму один с хорошим знанием английского получит работу с большей вероятностью.

  • Нужно повышать свою адаптивность и учиться работать удаленно, самостоятельно, на результат, потому что любой кризис – это быстрые изменения (да и вообще это полезный навык). Топ-5 правил работы на “удаленке” вы узнаете из видео:

С чего же начать?

Однозначно, в какую бы область вы ни пошли (будете ли вы сидеть на своей работе , или искать новую, меняете ли сферу или не меняете, повышаете ли квалификацию или нет), нужно базово развивать интеллектуальные способности. Это необходимо, чтобы повысить и производительность, и скорость работы и обучения, и уровень задач, которые вы решаете.

Также нужно развивать навыки обучения и работы с информацией, потому что они пригодятся в большинстве областей (либо как конечный навык либо как способ быстро обучиться новой или смежной области, повысить квалификацию и приобрести универсальную компетенцию). Именно сотрудники, умеющие быстро учиться, легко становятся универсальными и незаменимыми. О том, где взять эти навыки, вы узнаете здесь.

В ближайшее время рынок труда обещает быть нестабильным, на восстановление компании потратят много времени и сил. Таким образом, чтобы не упустить шанс, начинать что-то делать надо уже сейчас. Главное, не забывайте, что любой кризис – не только страхи и риски, но и новые возможности, которые нужно увидеть и воплотить в жизнь.

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?