Представим, что есть два уровня: уровень проблем, на котором находится большинство людей, и уровень желаний. Это похоже на пирамиду Маслоу: не закрыв предыдущий уровень, нельзя перейти на следующий; не закрыв уровень проблемы, нельзя перейти на уровень желаний.
Большая часть детей, которые плохо учатся в школе, не знают, чем они хотят заниматься после ее окончания, потому что их мозг занят решением проблемы (плохие результаты в учебе), и их горизонт планирования из-за этого обрывается. Потом, придя на консультацию по профориентации, эти дети сталкиваются с тем, что есть деятельность, которая им подходит и нравится, а есть та, которую они могут «потянуть», так как для реализации желаемого им не хватает каких-либо знаний или навыков. И они выбирают то, что могут, не понимая при этом, что теряют больше, потому что в дальнейшем всю жизнь будут работать на работе, которую не хотели, получая не те деньги, что хотели, тратя время и силы не на те занятия, что хотели.
Скупой платит дважды. Многие техники, например, техника мозгового штурма, как раз направлены на то, чтобы переступить проблемный уровень, начать видеть в качестве своей цели желаемое, а не проблему. Ведь, безусловно, невозможно быть успешным в том, что тебе не нравится.