А как же социализация?

А как же социализация?

14 июля 2022
2493
4 мин.

Все статьи рубрики

Или с кем общаются дети на семейном обучении

— Где же он научится общаться? — Как мама детей, которые не посещают школу, этот вопрос я часто слышу от тех, кто придерживается традиционных взглядов на обучение детей.

По сочувствующему выражению лица собеседника я так и вижу картинки, возникающие у него в голове. Вот, после занятий с гувернёром ребёнок остаток дня просиживает у окна. Иногда ему позволено вышивать крестиком, читать Шекспира в подлиннике, писать маслом пейзажи или играть на «фортепьянах». Изредка его можно встретить на улице, безмолвно прогуливающегося по безлюдной аллее с потупленным взором.

Меня зовут Наталья Ольхина, я эксперт по детскому обучению в образовательном центре Advance, а также четырежды мама. Рада приветствовать вас в рубрике про семейное образование, которое наша семья практикует уже пятый год.

В этой статье мы разберёмся с одним из самых распространённых мифов о семейном образовании, который чаще всего выражается в вопросе: а как же социализация? Напомню, что этот разговор мы уже начали здесь

Итак, где же социализируются дети, получающие образование вне школы?

На самом деле жизнь ребёнка на семейном обучении может быть настолько разнообразной и насыщенной встречами и знакомствами, насколько хватит времени и вдохновения. Опровергают теорию о том, что домашние дети не умеют общаться, трое моих младших. Они вполоборота вступают в коммуникацию с людьми любого возраста. 

Только про старшую дочь-интроверта этого сказать не могу, но ей почти не довелось отведать семейного обучения. Не утверждаю, что между этими двумя фактами есть прямая зависимость, но на мысли всё же наводит.

На занятиях по интересам

Начнём с того, что у ребёнка больше времени и сил для дополнительных занятий. Я, например, с трудом представляю, как бы у меня получилось сочетать музыкальную школу, в которой я училась, с чем-то ещё. Мои дети делают это легко. Не только спортшкола параллельно музыкалке, но и в довесок ещё 2–3 активности: прикладное творчество, курсы кройки и шитья, кружок моделирования…

Кроме разнообразного опыта и впечатлений, они неизбежно обрастают там знакомствами. 

Нередко слышала ещё такое высказывание: «Детям некогда общаться на дополнительных занятиях, там они заняты делом». Но они общаются. Дочь несколько лет пела в ансамбле, и дружба с девочками из этого коллектива выходила далеко за пределы репетиций. А с компанией ребят с теннисной секции она поддерживает отношения даже после переезда в другой город. 

Во дворе

А ещё у детей остаётся прилично времени для игр во дворе. Я уже запуталась в мальчиках и девочках, с которыми водят дружбу мои младшие дети, любители звать в гости и делать ответные визиты. 

А из сочетания «ребёнок из соседнего дома» и «соратник по кружку или секции» получается самая крепкая дружба.  

В кругу единомышленников

Большинство родителей «нешкольных» детей, с которыми мне приходилось пересекаться, — инициативные и открытые к предложениям люди. Они любят общаться, встречаться и горят идеями. В каждом более или менее крупном городе можно найти чат или сообщество, где родители делятся опытом семейного обучения и координируются для  встреч в офлайне.

Себя-то я отношу к махровым интровертам, но и мы время от времени с удовольствием посещаем эти тематические вечера, мастер-классы и развлекательные мероприятия. Мы играли в «Мафию» и ездили на природу с ночёвкой, старшая дочь ходила в подростковый клуб, а для младших родители-активисты организовывали игровые встречи. 

А сколько всего прошло мимо нас из-за того, что нам было банально лень: выездные математические школы, погружения и интенсивы, кинопроекты и игры с экономическим уклоном… Правильнее было бы говорить об избытке у «нешкольных» детей возможностей для качественного общения, чем о недостатке.

В семье

Когда старшие девочки ходили в школу, они были почти выключены из жизни семьи — загруженность под завязку не давала продыху ни нам, ни им. 

Мы встречались дома только вечерами, из которых львиная часть уходила на выполнение домашки, оставляя для взаимного тепла жалкие крохи времени. 

Мы общались какими-то урывками: в машине, пока ехали из школы на секцию и обратно, или после вечерней книжки. Для активного взаимодействия годились только выходные, но и они раз через раз были заняты соревнованиями.

От школьной загруженности страдали не только детско-родительские отношения (важная часть социальной жизни), но и хозяйственные навыки детей. Они заглядывали домой, чтобы поесть, поспать, переодеться и отправиться дальше. В их реальности всё вокруг делалось само: продукты сами себя покупали и сами себя готовили, одежда сама себя стирала и гладила. И да, деньги тоже сами себя зарабатывали.

Детям просто некогда было об этом подумать — они автоматически потребяли всё это и считали, что так и должно быть.

Сейчас все бытовые дела семьи происходят на глазах у детей и при их непосредственном участии. А ещё у них есть возможность заглянуть в профессиональную жизнь родителей и даже проявить в ней себя. 

И в процессе участия во взрослой жизни дети ненавязчиво приобретают навыки общения с разными людьми в разных ситуациях: с консультантами в магазине, с сотрудниками банка, с коллегами родителей. И это уже социализация в значении «умение встроиться во взрослую жизнь».

Итого

Я склонна считать, что вопрос про отсутствие или наличие социализации — не вопрос формы обучения. Детям-интровертам в школе часто бывает некомфортно, и семейное обучение — хороший способ избавить их от стресса публичных выступлений у доски или подколов, а то и буллинга со стороны более бойких одноклассников. 

Не претендую на истину в последней инстанции, но я не разделяю мнения о том, что семейное обучение — это тепличные условия, которые мешают ребёнку закалить характер. Скорее наоборот, оно позволит поберечь психику ранимого ребёнка, сформироваться в благоприятных условиях и, уже будучи зрелой личностью, уверенно проявить своё «я». 

Что касается детей-экстравертов, то они и на семейном обучении легко находят выход своей общительности.

Другие статьи про семейное обучение можно прочитать по ссылкам:

Что такое семейное обучение >>>

Мифы о семейном образовании >>>

Треск розовых очков >>>


Все статьи рубрики

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?