Нормы экранного времени для детей разного возраста
В предыдущей статье мы разобрали основные положения, касающиеся профилактики зависимости от гаджетов у детей.
В этой статье давайте рассмотрим нормы экранного времени для разного возраста, допустимые при использовании гаджетов в качестве развлечения. Мы не учитывали время, которое ребёнок проводит за компьютером или планшетом в учебных целях.
Здесь же мы будем говорить не только о гигиенических нормах, но в первую очередь о профилактике зависимости.
Ещё одна оговорка: в таблице указана верхняя граница допустимого времени. Если ребёнок проводит за экранами меньше времени, чем указано в наших рекомендациях, значит, с лимитом всё в порядке, и остаётся только убедиться в безопасности контента. В этом случае доводить экранное время до рекомендованного вовсе не обязательно.
Возраст |
Рекомендованное экранное время |
Рекомендации |
0–5 лет |
По возможности совсем избегайте присутствия экранов в жизни ребёнка. |
В этом возрасте ребёнок должен научиться воспринимать краски мира, примерить себя к окружающей действительности, то есть получить максимум физических ощущений через органы слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. Посещение контактного зоопарка или впечатления от детских книг с хорошими иллюстрациями дадут ребёнку намного больше, чем мелькающие картинки даже самого хорошего мультфильма. |
5–7 лет |
Суммарное экранное время — не более 20 минут в день. Например, это могут быть короткометражные развивающие мультфильмы или детские передачи. Серия не должна превышать 3–5 минут. Перерывы между сериями — не менее получаса. Если же это компьютерные игры, родителям стоит придирчиво отфильтровать их по содержанию и применить только те, которые могут дать ребёнку полезные навыки и дополнить пользу от офлайн-игр на развитие мелкой моторики и внимания. |
Многие дети выросли на «Фиксиках», «Смешариках», «Лунтике» и других в общем-то хороших мультиках, а также на компьютерных играх с этими героями. Нет ничего плохого, если ребёнок один раз в день посмотрит добрый познавательный мультфильм (а в идеале ещё и обсудить то, что он понял и запомнил), но не стоит ставить подборку «все серии подряд» ради того, чтобы занять его «чем-то полезным». Польза от такого просмотра минимальна, а вот а вот перевозбуждение психики обеспечено. Представление, что ребёнок способен чему-то обучиться во время самостоятельного просмотра познавательных мультфильмов, — иллюзия. Для того, чтобы ребёнок делал правильные выводы из просмотренного, необходимо участие взрослого, который сможет пояснить происходящее в сюжете, акцентировать внимание ребёнка на нужных вещах или проговорить с ним ту информацию, которую можно считать образовательной. Да, просматривая в 101-й раз один и тот же мультик, ребёнок запомнит его наизусть и сможет цитировать отдельные умные фразы, но это попугайское заучивание не имеет ничего общего с настоящим обучением, где должно быть задействовано произвольное внимание и умение концентрироваться, а также осознанное восприятие содержания (понимание сути). Впоследствии такое «обучение» методом множественных повторений наносит большой вред школьному обучению: ребёнок привыкает к неосознанному потреблению информации и нерациональной трате времени, и ему трудно перестроиться на сознательное и эффективное обучение. |
8–10 лет |
Верхняя граница, которую не стоит переходить, — 40 минут в день. И лучше разбить это время на 2 подхода по 20 минут. В этот лимит не входит время обучения, которое может происходить онлайн. В конце предыдущей страницы мы прикрепили ссылку с рекомендациями Роспотребнадзора, которые касаются норм экранного времени в школьном обучении. |
Гаджет или доступ к компьютеру стоит давать ребёнку только тогда, когда сделаны все остальные дела: уроки, обязанности по дому и т. п. Можно разделить разделить взаимодействие с гаджетами на несколько видов активностей и установить лимит на каждый из них:
Каждый из этих пунктов должен находиться в зоне контроля родителя: для того, чтобы предотвратить негативное влияние инфополя, в которое погружается ребёнок, вы должны знать, что́ именно ребёнок слушает, какие каналы смотрит, что гуглит, с кем общается. Чтобы быть в курсе всех подробностей виртуальной жизни ребёнка, важно постараться сделать так, чтобы ребёнок сам рассказывал и показывал, чем он живёт и что ему интересно. А это возможно только при добрых доверительных отношениях. Главное правило для ребёнка: каждый раз, беря в руки планшет, смартфон или подходя к компьютеру, ставить в известность родителя и оговаривать цель, с которой будет использоваться экран. Хорошо, если родитель засечёт время. Договоритесь заранее, что сигнал таймера нельзя отложить или оспорить, и как только он прозвучит, гаджет возвращается на полку или ребёнок отходит от компьютера. |
Младшие подростки (11–14 лет) |
Не более 1 часа в день. В этот лимит не входит время обучения, которое может происходить онлайн. Здесь мы будем иметь в виду час, который ребёнок может потратить для удовольствия или для собственных целей: общения в соцсетях, игр или просмотра любимых каналов. |
В этом возрасте дети уже стремятся к самостоятельности и независимости. Контролировать экранные занятия и контент, который потребляет ребёнок, становится всё сложнее. Сподручнее делать это в ходе дружеской беседы, а коррективы вносить в рекомендательной форме, а не авторитарными решениями. И здесь снова на первое место выходят хорошие отношения, которые важно сохранить или восстановить до уровня взаимного доверия. Важно проводить беседы с ребёнком, объясняя ему, какой именно вред может нанести неумеренное использование компьютерных устройств. |
Старшие подростки (15–18 лет) |
1,5 часа в день |
К сожалению, одним только внешним воздействием вы не сможете удержать ребёнка в рамках этих полутора часов. Единственная возможность влиять на поведение ребёнка — это укреплять отношения. В этом случае хорошо работает личный пример родителя, сказанные как бы вскользь нужные слова и привычка к дисциплине и самоорганизации, полученная в семье ранее. Кроме того, у ребёнка к этому возрасту могут возникнуть увлечения, связанные с интернет-активностью (например, программирование). И если ребёнок в виртуальном пространстве занимается более-менее конструктивными делами, можно доверить ему самостоятельную регламентацию, время от времени уточняя, не нужна ли ему в этом помощь. Что делать, если ребёнок уже увяз в зависимости, читайте здесь. |
В следующей статье мы поговорим о проблемах, которые возникают у детей при злоупотреблении цифровыми устройствами. Вы можете использовать её как шпаргалку при разговоре с ребёнком ещё до того, как гаджет перейдёт в его владение.