Зависимость от гаджетов у детей: как снизить риск

Зависимость от гаджетов у детей: как снизить риск

5 октября 2022
2323
3 мин.

Все статьи рубрики

Рекомендации для родителей младших школьников

Тема гаджетозависимости довольно объёмна, в этом цикле статей мы постарались обстоятельно разобраться с разными её аспектами. Каждая последующая статья логически вытекает из предыдущей, поэтому рекомендуем прочитать их последовательно. Весь список статей вы найдёте по ссылкам ниже.

Навигация по статьям серии «Дети и гаджеты»

А начнём мы этот разговор с обсуждения главных моментов:

  1. Что перевешивает: вред или польза.
  2. В каком возрасте давать ребёнку гаджет.
  3. Как снизить риск зависимости:
    • установить ограничения;
    • познакомить ребёнка с техникой безопасности;
    • совместно проводить время;
    • держать в поле зрения вопросы здоровья.

Современный цифровой мир диктует свои правила — гаджеты стали неотъемлемой частью жизни большинства людей, как взрослых, так и детей. При каждом витке цивилизации новые технические средства приносят не только новые возможности, но и нежелательные эффекты.

Что перевешивает — польза или вред? Это зависит от того, держим ли мы́ под контролем присутствие гаджетов в нашей жизни, или цифровые устройства управляют нами: влияют на наше сознание, формируют взгляды, привычки, оказывают негативное воздействие на здоровье.

Мы предлагаем посмотреть на цифровые возможности как на инструмент, который, с одной стороны, может быть полезным, а с другой — коварным и опасным. Важно уметь пользоваться этим инструментом осознанно и осторожно. И ещё важнее научить этому детей.

В каком возрасте у ребёнка может появиться гаджет? Этот вопрос каждая семья решает индивидуально. Если ребёнок с раннего возраста посещает кружки и секции, телефон у него может появиться уже в 5–6 лет. И чем раньше гаджет попал в руки ребёнка, тем тщательнее родители должны продумать правила его использования.

Ниже мы привели несколько рекомендаций, которые помогут ребёнку избежать цифровой зависимости. Вы можете дополнить этот список своими наблюдениями или лайфхаками.

Все эти меры профилактики относятся к детям младшего школьного возраста. О том, как быть с подростками, которые уже основательно погружены в цифровой мир, мы поговорим в одной из следующих статей.

Как снизить риск цифровой зависимости

Алгоритм профилактики можно свести к трём шагам: заранее оговорить с ребёнком ограничения, обсудить технику безопасности и позаботиться о том, чтобы жизнь в реальном мире у ребёнка была достаточно активной. А также важно не забыть про сохранение осанки и зрения. Давайте подробнее раскроем эти пункты.

1) Устанавливаем ограничения. Как правило, телефон, планшет или собственный компьютер в жизни ребёнка появляется не внезапно. Его покупке предшествует обсуждение в семье: что именно приобрести, какую сумму потратить, с какой целью ребёнок будет использовать гаджет и т. д.

И пока устройство ещё не стало реальностью в жизни ребёнка, важно подробно обсудить с последним все плюсы и минусы, связанные с обладанием гаджетом. И ещё до покупки установить правила пользования и оговорить ограничения.

Ниже мы обозначили три главных пункта, которые должны присутствовать в «Правилах пользования гаджетами». Они помогут лимитировать время, а также цели и условия, при которых ребёнок может проводить время в виртуальном пространстве.

  1. Установите лимит по времени. В первую очередь на развлечения: игры, просмотр мультфильмов и т. д. При этом учитывайте возраст ребёнка — вы можете ориентироваться на наши рекомендации, которые найдёте в следующей статье «Нормы экранного времени».

    Кроме того, важно учитывать режим дня. Договоритесь с ребёнком, что за 1,5–2 часа до сна он будет класть гаджет на полку / выключать компьютер. Это поможет избежать проблем со сном.

    А также психологи и врачи рекомендуют хотя бы один день в неделю (например, в выходной) устраивать «разгрузочный день» от цифровых устройств. Это, кстати, будет полезно и взрослым.

  2. Оговорите цели. Если ребёнок просит купить телефон, планшет или ноутбук, поинтересуйтесь у ребёнка, зачем ему гаджет. И сверьте свои представления с планами ребёнка.

    И если вы пришли к соглашению, что кроме учёбы «экран» будет использоваться для игр, общения в соцсетях, просмотра развлекательных видео, рекомендуем установить правило, что ребёнок будет заранее согласовывать с вами содержание: в какие игры он хочет играть, какой фильм посмотреть, какие соцсети подключить и т. д. Оставьте за собой право налагать табу на то, что посчитаете вредным.

    Обязательно предупредите ребёнка об опасностях, которые таит интернет: недетский контент, группы смерти, утечка конфиденциальной информации о семье через общение с незнакомцами в соцсетях и т. д.

  3. Обозначьте условия, при которых ребёнок может пользоваться цифровым устройством. Например, вы можете договориться с ребёнком, что играть в компьютер он может только после того, как сделает все уроки и выполнит домашние обязанности.

Вы можете не ограничиваться только этими тремя пунктами и расширить список правил на своё усмотрение, но не перегружайте его излишними дополнениями.

Чем проще и прозрачнее будут правила, тем легче ребёнку будет их соблюдать, а вам контролировать.

Важно обсудить эти правила с ребёнком заранее, ещё на берегу. Вводить ограничения уже после того, как ребёнок привык пользоваться гаджетом безлимитно, будет гораздо сложнее.

Подробно обсуди́те с ним каждый пункт, внимательно выслушайте его предложения — важно, чтобы ребёнок был согласен со всеми положениями. Зафиксируйте всё это на бумаге, поставьте дату и подписи и распечатайте в трёх экземплярах. Один повесьте на холодильник, второй отдайте ребёнку, а третий храните у себя. Так вы всегда можете быстро восстановить правила в случае их нарушения.

2) Знакомим ребёнка с техникой безопасности. Ещё одна важная вещь, которая должна произойти до того, как цифровое устройство в первый раз попадёт в руки ребёнку: расскажите ему о рисках. Мы уже касались темы опасного интернет-контента и нежелательных знакомств в соцсетях.

Но этим возможный вред не исчерпывается. Важно дать детям понимание, что приобрести зависимость и другие проблемы — проще простого. А вот избавиться от них будет сложно. И если ребёнок хочет стать обладателем цифрового устройства, он должен осознавать, что от него потребуется самоконтроль и ответственность.

Список негативных последствий от чрезмерного пребывания в виртуальном пространстве вы найдёте в одной из наших следующих статей.

Чтобы ребёнок глубже проникся серьёзностью темы, проговорите с ним возможные ситуации, поищите из них выходы, вспомните примеры из жизни.

3) Примеряем на себя роль массовика-затейника. Нет более действенной защиты от детской цифровой зависимости, чем активное участие родителей в жизни ребёнка. Подвижные и настольные игры, прогулки и выезды на природу, совместное чтение, живое общение с друзьями, общие увлечения, занятия художественным творчеством, спортом или игрой на инструменте — всё это делает реальную жизнь объёмной и интересной. Это не даёт ребёнку чрезмерно погрузиться в цифровой мир и там потеряться.

4) Думаем о здоровье. Чтобы ребёнок не засиживался у компьютера, скрючившись буквой «зю», важно с самого начала приучить его делать упражнения для спины и глаз после использования экрана. Не поленитесь первые 2–3 недели выполнять их вместе с ребёнком — это полезно и взрослому.

Установите правило: не глаза тянутся к экрану, а экран к глазам. Во-первых, это поможет сохранить осанку и зрение, а во-вторых, приучит ребёнка бережно относится к здоровью при работе с цифровыми устройствами.

Давайте подведём итоги того, что мы обсудили в первой части нашего разговора:

  1. Приняв решение передать ребёнку гаджет в личное пользование, установите ограничения:
    • определите лимит по времени;
    • обсудите цели, с которыми ребёнок будет использовать гаджет, и предупредите о теневой стороне цифрового мира;
    • обозначьте условия использования.
  2. Познакомьте ребёнка с техникой безопасности.
  3. Не отдавайте гаджету родительские функции — проводите с ребёнком как можно больше времени.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы экраны не навредили здоровью ребёнка.

В этой статье мы обсудили основные моменты, в следующей поговорим о рекомендуемых нормах экранного времени.

Чтобы рассмотреть тему зависимости от гаджетов в контексте учебной мотивации — приглашаем вас пройти бесплатные уроки «Как помочь ребёнку, если он не хочет делать то, что нужно и важно?»

Получить курс по мотивации бесплатно

Все статьи рубрики

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Мы используем файлы cookie. Вы не против?